ФОНД 'ДОБРОСОСЕДСТВО' FUND: GOOD NEIGHBOURS!

Премия имени А. Г. Карлова Фонда "Добрососедство" 2023 г.

Премия Фонда содействия развитию международных связей и сотрудничества «Добрососедство» учреждена для студентов МГИМО МИД России в честь выдающегося российского дипломата, Чрезвычайного и Полномочного посла, Героя Российской Федерации Андрея Геннадьевича Карлова.

Премия учреждается для студентов 3 и 4 курса бакалавриата и магистерских программ МГИМО МИД России в соответствии с уставом Фонда в целях содействия развитию международных связей и сотрудничества в сфере образования и  науки, а также создания условий для поддержки талантливых студентов МГИМО МИД России, раскрытию их творческого потенциала в области дипломатии и международных отношений, базирующихся на принципах взаимного уважения, дружбы и добрососедства.

Премия присуждается за успехи в научной работе c учетом значительных достижений студента в учебной и общественной деятельности

14 марта 2024 г. в МГИМО МИД России состоялась торжественная церемония вручения именных стипендий.

С приветственным словом к гостям и лауреатам обратился ректор А.В.Торкунов. Анатолий Васильевич отметил выдающийся вклад в науку и общественную жизнь преподавателей и ученых, в память о которых был учрежден ряд стипендий. «Быть лауреатом таких стипендий — дело исключительной важности и чести», — подчеркнул ректор.

В мероприятии также приняли участие директор Департамента кадров МИД России А.П.Иванов, проректор по кадровой политике В.М. Морозов, генеральный директор Фонда «Добрососедство» Е.В. Быков, директор Представительства Международного фонда Ф. Шодиева в России О.А. Монахова, директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина Ю.А.Лизичева, руководители учебных подразделений Университета, а также студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В рамках данного мероприятия прошло торжественное награждение Лауреатов Премии имени Андрея Геннадьевича Карлова Фонда «Добрососедство».

Лауреаты Премии были отобраны Комиссией по Премии, в которую входят представители МГИМО и Фонда «Добрососедство» и утверждены решением Ученого совета факультета международных отношений МГИМО.

•     Премию I степени получил студент 2 курса магистерской программы «Внешняя политика и дипломатия России» Факультета международных отношений МГИМО МИД России Одибоев Комрон Мамаджонович за высокие результаты в учебной, общественной и научной деятельности (за научную статью Одибоев К.М., Калмык Д.В. Российские военные базы на территории Киргизской Республики. Постсоветские исследования. 2022;2(5):200-205).

•   Премию II степени получила студентка 1 курса магистерской программы «Глобальная политика и международно-политический анализ» Факультета международных отношений МГИМО МИД России Гулюки Алина Сергеевна за высокие результаты в учебной, общественной и научной деятельности (за аналитический доклад  на тему «Модель социального развития Аргентины и ее роль в развитии человеческого потенциала», подготовленный в рамках Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»).

•     Премию III степени получил студент 1 курса магистерской программы «Политика и экономика регионов мира» Факультета международных отношений МГИМО МИД России Дарченков Глеб Дмитриевич за высокие результаты в учебной, общественной и научной деятельности (за серию аналитических докладов на тему «Основы и принципы социальной политики в развитии человеческого потенциала (на примере Объединенных Арабских Эмиратов, Вьетнама и Малайзии), подготовленных в рамках Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала»).

Ректор МГИМО А.В. Торкунов, Проректор по кадровой политике МГИМО В.М. Морозов и Генеральный директор Фонда «Добрососедство» Е.В. Быков тепло поздравили лауреатов с победой, пожелав им дальнейших успехов в учебе и научной деятельности. 

 Лауреатам Премии им. А.Г. Карлова были вручены Дипломы и перечислены денежные средства.

        

 


Премия I степени

Одибоев Комрон Мамаджонович

 

        

РОССИЙСКИЕ ВОЕННЫЕ БАЗЫ НА ТЕРРИТОРИИ КИРГИЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. ПОСТСОВЕТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2022;2(5):200-205.

Российская Федерация и Киргизская Республика на протяжении многих лет развивают взаимное сотрудничество на основе доверия и взаимопонимания. Наши отношения закреплены рядом стратегических двусторонних договоров по различным направлениям. Особое место в межгосударственном диалоге сторон занимает область военного сотрудничества. Диалог в соответствующей сфере ведется как в двустороннем формате, так и в рамках регионального сотрудничества в контексте ОДКБ. Основной задачей военного диалога является продвижение региональной безопасности и борьбы против новых вызовов и угроз.

Статья направлена на изучение основ российско-киргизского военного сотрудничества и оценки взаимного вклада стран в безопасность региона. Целью исследования является выявления особенностей нахождения российских военных баз на территории Киргизской Республики. Данная работа направлена на изучение основ российско-киргизского военного сотрудничества и оценки взаимного вклада стран в безопасность региона. Статья базируется на принципах историзма и достоверности.

Военно-техническое сотрудничество основывается на взаимовыгодных условиях, таких, как участие российских и киргизских военнослужащих в совместных, международных военных и антитеррористических учениях, а также на поставке военной техники и укреплении границ с одной стороны и разрешение на размещение военных баз с другой.

В статье рассматриваются объемы и особенности размещения российских военных баз на территории Киргизии. Также в работе затрагиваются особенности российско-киргизских отношений и взаимовыгодных условий, касающихся наличия упомянутых объектов в Киргизской Республике. В соответствии с этим в статье указывается объем российской военной поддержки, арендные выплаты за эксплуатацию, а со стороны Киргизии привилегии в использовании баз и размещения военных сил. Данное взаимодействие не только является плодотворным для обеих сторон, но и стремится противостоять новым террористическим угрозам, решать задачи предупредительного характера, но и обеспечивает национальную безопасность государствам. И сотрудничество только продолжает наращивать свою активность и эффективность в рамках Содружества Независимых Государств и Организации договора о коллективной безопасности.

Статья приводит к выводу, что наличие и поддержка российских военных баз на территории Киргизии является важным компонентом государственного сотрудничества двух стран и говорит о тенденции к его расширению. Помимо этого, взаимный интерес к военному сотрудничеству, выражающийся в обеспечении государственной безопасности, упрочнении своих позиций в регионе и противостояние терроризму и равносильный вклад обоих государств в эти отношения благотворно повлиял на формирование и наращивание военного сотрудничества. Россия и Киргизия вырабатывают эффективные меры безопасности, обеспечивают необходимую подготовку военным кадрам и разумно выстраивают стратегию эксплуатации техники и вооружения. Таким образом, это позволило обеим сторонам внести вклад и усилия в оборонной сфере, а также наметить цели, задачи и постулаты в оборонной и сфере военного союзничества, что благоприятно сказывается на партнерстве в обеспечении безопасности и двусторонней выгоде, основывающейся на международных договорах и взаимных интересах.

 

Премия II степени

Гулюки Алина Сергеевна 

        

 МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АРГЕНТИНЫ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

В работе предпринимается попытка дать комплексный обзор социальной политики Республики Аргентина в области развития человеческого потенциала на современном этапе.

На основе анализа положений Конституции страны, программных документов государства, а также официальных заявлений представителей власти автор выделяет базовые приоритеты, принципы и цели социальной политики Аргентины.

Автор приходит к заключению, что в настоящее время Аргентина не имеет национального плана долгосрочного развития. В основу правительственного курса заложены Цели устойчивого развития Повестки дня на период до 2030 г. В соответствие с ними приведены отраслевые документы стратегического характера.

Отдельное внимание в работе уделяется государственным инициативам и национальным проектам, направленным на развитие человеческого капитала. В частности, подробно рассмотрены цели и задачи плана «Продуктивная Аргентина 2030».

Отмечается, что социальная политика Аргентины в значительной степени децентрализована. Приводится механизм взаимодействия между федеральными органами власти, провинциями и муниципалитетами по вопросам социальной политики, а также сотрудничества с частным сектором и гражданским обществом в рамках концепции «открытого правительства».

Автор дает характеристику предоставляемым сегодня мерам социальной поддержки, подразделяя их на следующие категории: пособия и пенсии для социальноуязвимых групп, продовольственная политика, меры по обеспечению населения достойным жильем, повышению занятости, выравниванию возможностей граждан.

Отдельно рассматривается место демографической политики, роли семьи и семейных ценностей в стимулировании человеческого развития.

Исходя из перечня реализуемых государственных программ, определяется иерархия государственных приоритетов в социальной сфере. Автор делает вывод о том, что пока в Аргентине преобладают инициативы, направленные на поддержание достойного уровня жизни (регулярное повышение МРОТ, индексация пособий, их универсализация) и консолидацию «народной экономики» (неформального сектора), в ущерб инвестициям в развитие и повышению формальной занятости.

Такой вывод подкрепляется анализом показателей человеческого и социального развития Аргентины с 2000-х гг., а также динамики и направлений государственных расходов на стимулирование человеческого развития.

В завершающей части работы дается оценка современных вызовов человеческого развития в Аргентине, из которых наиболее серьезными представляются кризисные явления в экономике, прежде всего хронический дефицит бюджета и высокая инфляция, и в системе образования на всех уровнях, а также значительныйуровень бедности населения и территориальное неравенство.

 

Премия III степени

Дарченков Глеб Дмитриевич

      

 

ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА (НА ПРИМЕРЕ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ, ВЬЕТНАМА И МАЛАЙЗИИ)

 В качестве стажёра аналитического проката в рамках Научного центра мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (грант Минобрнауки РФ No 075-15-2022-327) в июле-ноябре 2023 года мною было составлено три аналитических доклада на следующие темы: «Основы и принципы социальной политики ОАЭ в развитии человеческого потенциала», «Основы и принципы социальной политики Вьетнама в развитии человеческого потенциала», «Основы и принципы социальной политики Малайзии в развитии человеческого потенциала». В ходе работы были выделены особенности социальной политики Малайзии, Вьетнама и Объединенных Арабских Эмиратов.

Целью работ являлся анализ мер политики в области развития человеческого потенциала в упомянутых странах, при этом особое внимание было уделено эффективности проводимых государственных программ, инициатив и проектов. Временные рамки характеризуются периодом с 2000 г. по 2021 г.

Структура работ включала в себя следующие пункты:

1.      Базовые приоритеты, принципы и цели социальной политики страны;

2.      Место стимулирования человеческого развития в государственных документах стратегического планирования;

3.      Государственные инициативы, национальные программы, и проекты, направленные на развитие человеческого капитала;

4.      Анализ уровня централизации социальной политики страны;

5.      Количественные показатели развития человеческого капитала страны в динамике;

6.      Анализ мер социальной политики страны в основных сферах, например, здравоохранение, социальное страхование, искоренение голода, гендерное равенство;

7.      Вызовы человеческого развития в стране.

Методология написания работ включала в себя сбор и анализ данных о социальной политике в Малайзии, Вьетнаме и Объединенных Арабских Эмиратах. Производился анализ законодательных баз стран в области развития человеческого капитала. Для оценки эффективности предпринимаемых мер широко использовались статистические количественные данные (ИЧР, индекс Джинни, государственные расходы на нужды социальной политики) в динамике за два десятилетия (с 2000 г.), а также результаты проводимых государственных опросов на предмет удовлетворенности населения социальной политикой. Из собранных данных был произведен синтез основных успехов и вызовов в развитии человеческого капитала стран.

Полученные выводы. В результате произведенной работы были выявлены основные направления социальной политики Малайзии, Вьетнама и Объединенных Арабских Эмиратов. Эти развивающиеся страны, несмотря на разницу в экономическом и социальном положении, имеют схожие приоритеты и вызовы в сфере развития человеческого капитала. Приоритетами стали борьба с голодом и искоренение бедности, развитие сектора здравоохранения и социального страхования, а также борьба с гендерным неравенством. Главные вызовы–заметное неравенство в доходах населения, неравномерное развитие различных регионов страны, а также неразвитость систем образования и здравоохранения. Общей проблемой стала также пандемия COVID-19, которая значительно нивелировала прогресс в преодолении этих вызовов. Каждая из стран обладает уникальным набором инструментов для приведения в жизнь положений социальной политики, а также собственной совокупностью факторов, влияющих на него. В зависимости от специфики принимаемых шагов, особенностей устройства государственной власти и социума, изменяется эффективность разрешения вызовов в области человеческого капитала.

 

 

 

 

                                                                     

 

Новости