ФОНД 'ДОБРОСОСЕДСТВО' FUND: GOOD NEIGHBOURS!

Премия имени А. Г. Карлова Фонда "Добрососедство" 2024 г.

 

 

Премия Фонда содействия развитию международных связей и сотрудничества «Добрососедство» учреждена для студентов МГИМО МИД России в честь выдающегося российского дипломата, Чрезвычайного и Полномочного посла, Героя Российской Федерации Андрея Геннадьевича Карлова.

Премия учреждается для студентов 3 и 4 курса бакалавриата и магистерских программ МГИМО МИД России в соответствии с уставом Фонда в целях содействия развитию международных связей и сотрудничества в сфере образования и  науки, а также создания условий для поддержки талантливых студентов МГИМО МИД России, раскрытию их творческого потенциала в области дипломатии и международных отношений, базирующихся на принципах взаимного уважения, дружбы и добрососедства.

Премия присуждается за успехи в научной работе c учетом значительных достижений студента в учебной и общественной деятельности. 

19 мая 2025 г. в МГИМО МИД России состоялась торжественная церемония вручения именных стипендий.

С приветственным словом к гостям и лауреатам обратился ректор А.В.Торкунов. Анатолий Васильевич отметил выдающийся вклад в науку и общественную жизнь преподавателей и ученых, в память о которых был учрежден ряд стипендий. «Быть лауреатом таких стипендий — дело исключительной важности и чести, а главное — это остается в памяти на долгие годы», — отметил Анатолий Васильевич.

В мероприятии также приняли участие директор Департамента кадров МИД России А.П. Иванов, проректор по кадровой политике В.М. Морозов, генеральный директор Фонда «Добрососедство» Е.В. Быков, директор Представительства Международного фонда Ф. Шодиева в России О.А. Монахова, директор программ Благотворительного фонда Владимира Потанина Ю.А. Лизичева, руководители учебных подразделений Университета, а также студенты бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.

В рамках данного мероприятия прошло торжественное награждение Лауреатов Премии имени Андрея Геннадьевича Карлова Фонда «Добрососедство».

Генеральный директор Фонда содействия развитию международных связей и сотрудничества «Добрососедство» Е.В.Быков остановил внимание на особенностях современного международного добрососедства и выразил надежду, что будущее поколение дипломатов продолжит отстаивать интересы России на всех рубежах.

Лауреаты Премии им. А.Г. Карлова были отобраны Комиссией по Премии, в которую входят представители МГИМО и Фонда «Добрососедство» и утверждены решением Ученого совета факультета международных отношений МГИМО.

•    Премию I степени получил студент 4 курса бакалавриата Факультета международных отношений МГИМО МИД России Дудко Артем Сергеевич за высокие результаты в учебной, общественной и научной деятельности (за аналитическую работу «Гражданская война в Мьянме. Анализ текущей ситуации, прогноз дальнейших событий и рекомендации органам власти Российской Федерации»).

•   Премию II степени получила студентка 1 курса магистратуры Факультета международных отношений МГИМО МИД России Терпугова Вероника Анатольевна за высокие результаты в учебной, общественной и научной деятельности (за научную статью «Нидерланды: прошлое и будущее американского ядерного оружия в Европе»).

•     Премию III степени получила  студентка 3 курса бакалавриата Факультета международных отношений МГИМО МИД России Буре Ярослава Максимовна за высокие результаты в учебной, общественной и научной деятельности (за научную работу «Террито в отношениях России и Японии: история и современность»).

Ректор МГИМО А.В. Торкунов, Проректор по кадровой политике МГИМО В.М. Морозов и Генеральный директор Фонда «Добрососедство» Е.В. Быков тепло поздравили лауреатов с победой, пожелав им дальнейших успехов в учебе и научной деятельности).

Лауреатам Премии им. А.Г. Карлова были вручены Дипломы и перечислены денежные средства.

 

        

   

         

     

 

 

Премия I степени 

Дудко Артём Сергеевич

студент 4 курса бакалавриата Факультета международных отношений

 

    

Краткое описание аналитической работы

«Гражданская война в Мьянме. Анализ текущей ситуации, прогноз дальнейших событий и рекомендации органам власти Российской Федерации»

Аналитическая работа «Гражданская война в Мьянме. Анализ текущей ситуации, прогноз дальнейших событий и рекомендации органам власти Российской Федерации» получила 1 место в конкурсе аналитических работ кафедры ПАМП во время 3 третьего научно-образовательного и культурного фестиваля «Неделя МО» в ноябре 2024 года. Данная аналитическая работа обладает высокой теоретической ценностью и содержит сведения, которые могут представлять интерес как для экспертов аналитиков, так и для лиц принимающих решения в исследуемой области

Аналитическая работа посвящена современной ситуации в республике Мьянма, расположенной в Юго-Восточной Азии, с учетом внешних и внутренних факторов.  Военный переворот в Мьянме в 2021 году стал кульминацией политического кризиса в стране и одновременно триггером начала нового этапа гражданской войны в стране. Однако для России данное событие представляет дополнительные возможности, ввиду стратегического положения Мьянмы в Юго-Восточной Азии и пророссийского курса нового правительства. Однако в условиях гражданской войны ставка на сотрудничество с правительством имела определенные риски. В 2023 году ряд и некоторые исследования говорили о тяжелой ситуации для Нейпьидо и успеха повстанческого движения. Однако добиться победы повстанческое движение не смогло, а военный режим оказался более устойчивым чем многие ожидали и ситуация переходит к состоянию затяжной борьбы. Несмотря на это дальнейшие перспективы остаются достаточно неясными  поэтому для формирования адекватной Российской политики в отношении Мьянмы необходимы новые аналитические исследования нынешней ситуации в Мьянме, на основе последних произошедших событий необходимо четкое понимание дальнейшего развития внутренней обстановки и внешних факторов.

Целью данной аналитической работы было определить состояние внутриполитической ситуации в Мьянме, а также позиций внешних игроков в лице США, поддерживающих повстанческое движение и КНР с АСЕАН, играющих роль посредников, ввиду большого влияния каждого из этих игроков на стороны конфликта в Мьянме и перспективы начала мирных переговоров. На основе данного анализа автор прогнозирует дальнейшее развитие ситуации в Мьянме и оценивает перспективы линии на сотрудничество с военным правительством со стороны России.

Для этого автор подробно разбирает позиции США, а также КНР и АСЕАН и анализирует перспективы развития внутренней ситуации в Мьянме. На основе данного анализа автором была создана прогнозная матрица, дальнейшего развития ситуации в Мьянме и вероятность начала переговоров между правительством и повстанцами. Автор приходит к выводу, что в перспективе военное положение в конфликте сохранится в состоянии статус-кво. Это означает, что силового окончания конфликта в краткосрочной перспективе не будет, но не исключает фактор возможных переговоров. Однако, несмотря на то что КНР и АСЕАН удалось склонить правительство к готовности к переговорам, мирных переговоров не будет из-за сохранения жесткой позиции США. Жесткая позиция США означает, что повстанческое движение будет продолжать отвергать предложения о переговорах со стороны правительства, и продолжать боевые действия.

На основе данного прогноза и сформулированных автором интересов РФ в регионе автор предлагает исполнительным органам власти России действия по двум трекам. Первое направление заключается в наращивание многостороннего сотрудничества с Мьянмой, с целью укрепить социально-экономическое состояние в стране и предотвратить разложение правящего режима. Этот трек включает в себя комплекс перспективных торгово-экономических инициатив, в торговой, энергетической, туристической и других сферах, которые способны обеспечить взаимовыгодное сотрудничество. Предлагается и осуществление военного сотрудничества, однако в условиях ограниченности военных ресурсов РФ, ввиду продолжения проведения СВО, автор предлагает сделать ставку на развитие и применение в Мьянме перспективных и сравнительно недорогих средств в виде беспилотников и дронов. Второй трек сотрудничества включает в себя дипломатические инициативы по выведение Мьянмы из изоляции, вовлечение её в различные мероприятия в рамках многосторонних организаций, осуществление сотрудничества в сферах борьбы с преступностью и других аспектах. Автор предполагает возможность нахождения общих точек по вопросу Мьянмы с КНР и АСЕАН. При этом автор не рекомендует по примеру КНР и АСЕАН оказывать давление на военный режим с требованием начать переговоры с повстанцами (ввиду риска потерять доверие Нейпьидо), но не рекомендует и препятствовать таким переговорам тоже не стоит (ввиду риска усугубить изоляцию Мьянмы). В условиях жесткой позиции США, перспективы переговоров в любом случае крайне маловероятны, из-за непримиримой позиции оппозиции.

Подводя итог вышесказанному можно отметить, что в статье проведен адекватный анализ внутри и внешнеполитической ситуации в Мьянме, дан реалистичный прогноз дальнейшего изменения обстановки и сформулированы разумные рекомендации на основе интересов Российской Федерации

 

Премия II степени  

Терпугова Вероника Анатольевна

    студентка 1 курса магистратуры Факультета международных отношений

 

   


Краткое описание статьи

Нидерланды: прошлое и будущее американского ядерного оружия в Европе 

Статья «Нидерланды: прошлое и будущее американского ядерного оружия в Европе» представляет собой исследование, освещающее различные аспекты размещения тактического ядерного оружия (ТЯО) США на территории одного из государств-членов НАТО.

Рассматриваемый в статье вопрос не терял своей актуальности со времен «холодной войны», однако он получил новый импульс в развитии в контексте современной перекройки политической карты мира. В условиях геополитической нестабильности США решили усилить политику ядерного сдерживания за счет обращения к союзникам, в связи с чем в январе 2024 года сообщалось о планах повторного размещения тактического ядерного оружия в Великобритании.

Несомненно, военно-политическое планирование носит стратегический характер, однако планы политического истеблишмента не всегда совпадают с настроениями гражданского общества.

В качестве страны для анализа настроений общественных кругов были выбраны Нидерланды в связи с тем, что дискуссия о необходимости размещения американского ядерного оружия на территории местной военной базы ведется еще с 1980-х годов и вновь получила много внимания на фоне российско-украинского конфликта.

Исследование начинается с краткой исторической справки, позволяющей понять, как зародилась инициатива о необходимости присутствия тактического ядерного оружия США в Европе и что инициатором по иронии судьбы была Великобритания. Приводится краткий страновой анализ по состоянию на 1950-е годы и сегодняшний день.

Особенностью Нидерландов в контексте данной инициативы является ярлык так называемого «общественного секрета». Страна никогда прямо не признавала размещение ТЯО на своей территории, однако данное предположение неоднократно подтверждалось в рамках журналистских расследований и в результате утечек дипломатических и военных сведений конфиденциального характера.

Нидерланды не могут разглашать содержание союзнических соглашений из соображений безопасности. Тем не менее открытые дебаты на парламентском уровне ведутся с начала 2010-х годов, зачастую порождая общественные скандалы.

Представители ряда политических партий все чаще говорят о необходимости активизации усилий по всеобъемлющему и поддающемуся проверке разоружению, в том числе через диалог с ядерными державами, в число которых входит и Россия. Парламентарии требуют прозрачности и дебатов, а общественные движения – избавления от ядерных боеприпасов.

Нидерланды располагают активным гражданским обществом и в свое время стали единственным государством-членом НАТО, участвовавшим в переговорном процессе по Договору о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО).

Проведенное исследование позволило установить, что политика правительства Нидерландов в ядерной сфере порой не совпадает с настроениями общественных масс. Однако, оправдываясь политикой союзнических обязательств, правящие круги настаивают на сохранении «ядерного зонтика» США.

Таким образом, результаты работы можно использовать для оценки общей тенденции приверженности правительств европейских стран сотрудничеству с США по линии тактического ядерного оружия в условиях раскола в общественном мнении.

Премия III степени  

Буре Ярослава Максимовна

студентка 3 курса бакалавриата Факультета международных отношений

 

  

Краткое описание статьи

Территориальный вопрос в отношениях России и Японии: история и современность. 

Актуальность

Исторически взаимоотношения России и Японии с момента первых контактов между двумя странами стали неотъемлемой частью международных отношений, во многом определяя обстановку и соотношение сил в стратегически важном Азиатско-Тихоокеанском регионе. Уровень отношений между этими двумя странами коренным образом менялся от сотрудничества к противоборству вследствие частого столкновения национальных интересов этих государств. Преимущественно российско-японским отношениям была характерна значительная напряжённость, которая сохранятся и в текущей международной обстановке. При этом именно территориальные разногласия по поводу Курильских островов стали ключевым камнем преткновения в и так шатких отношениях между двумя государствами.

Актуальность темы данной работы заключается в иллюстрации важности рассмотрения территориального спора между государствами как одного из основных аспектов в комплексе противоречий, определяющих межгосударственные отношения. Данную тенденцию, то есть степень воздействия разногласий между двумя странами по поводу определённых земель на уровень их отношений, можно ярко проследить на примере эволюции российско-японского территориального вопроса. Вдобавок, данная тема является значимой в связи с многолетней и неугасающей дискуссией как в российском, так и в японском научном и общественном пространстве по поводу моральных, юридических и исторических оснований, согласно которым острова Курильской гряды должны принадлежать той или иной стороне. В самом деле, единого понимания территориального спора до сих пор не сложилось. Более того, актуальность темы работы обосновывается неприемлемыми, постоянными и агрессивными покушениями Японии на территориальную целостность Российской Федерации, вследствие чего возникает необходимость не только обеспечения военной безопасности страны на Дальнем Востоке в случае перехода Японии от риторики к осуществлению своих замыслов, но и демонстрации полного несоответствия японских претензий нормам международного права, а также обоснования незыблемости российской границы.   

 

Цели и задачи

Цель данной работы – изучить историю и современное состояние российско-японской территориальной проблемы, а также оценить её влияние на уровень межгосударственных отношений двух стран.

Для достижения данной цели решается ряд задач:

1. Выявить предпосылки зарождения территориального спора между Россией и Японией.

2. Рассмотреть процессы формирования и изменения границ между двумя странами в контексте различных эпох.

3. Изучить специфику российско-японского территориального вопроса на современном историческом этапе.

4. Определить правовые основания российского суверенитета над Курильским архипелагом.

Рассматривается исторический период с конца XVII века до начала 2020-х годов.

 Историческая перспектива российско-японской территориальной проблемы

Предпосылки возникновения территориального вопроса в русско-японских отношениях стали возникать ещё с конца XVII века, когда российская экспедиция во главе с Владимиром Атласовым в 1697 году добралась до северной части Курильского архипелага, тем самым подступив к территориальным владениям Японии. Русско-японские взаимоотношения относительно территориального вопроса претерпевали коренные изменения под влиянием конкретного исторического периода, характеризовавшего баланс сил между государствами в данный момент времени. На протяжении всей истории отношений двух стран им были присущи дипломатические трения, особенно по поводу территориальной проблемы, которая включала в себя статус Курильского архипелага, а также острова Сахалин. После целой череды международных документов, регулирующих вопрос этих территорий (Симодский трактат 1855 года, Петербургский договор 1875 года, Портсмутский договор 1905 года, Советско-японская совместная декларация 1956 года)  и военных столкновений между двумя странами (русско-японская война 1904-1905 гг., советско-японская война 1945 года), которые приводили к слому существовавшего на тот момент соотношения сил, как Курилы, так и Сахалин закрепились именно за Россией благодаря вступлению СССР в войну против Японии и блистательному военного разгрому этого фашистского государства. Несмотря на это, Токио встал на путь реваншизма, поощряемого Соединёнными Штатами, а хрущёвское руководство пошло на серьёзные уступки японской стороне в территориальном вопросе, провозгласив возможность их передачи Японии.

 

Территориальный вопрос России и Японии на современном этапе отношений

Переход к современному этапу российско-японских связей и сдвиг в риторике относительно вопроса Курильских островов были ознаменованы изменением внешнеполитической концепции СССР и политикой уступок, которые проводились руководством Советского Союза во главе с Михаилом Горбачёвым, который официально признал наличие территориального спора с Токио. Затем проблема статуса южной части Курильской гряды многократно обсуждалась в годы президентства и Бориса Ельцина, и Владимира Путина, и Дмитрия Медведева. Однако вопрос о передаче части Курильских островов Японии серьёзно российской властью не рассматривался, а скорее оставался лишь формальной частью российско-японской риторики, так как прямо нарушал территориальную целостности РФ и её Конституцию. Недружественная позиция Японии в отношении России и её присоединение к агрессивному санкционному нажиму Запада в связи с присоединением к РФ Крымского полуострова и началом проведения Россией СВО на Украине привели к значительному ухудшению двусторонних отношений и полностью исключили вероятность каких-либо дальнейших обсуждений территориального вопроса.

 

Очевидно, что территориальный вопрос играл и по сей день играет определяющую роль в российско-японских отношениях, так как именно он стал центром разногласий и неизменной темой переговоров между двумя странами.  Несмотря на многократные сдвиги в отношениях и балансе сил между Россией и Японией, а также эволюцию фактических и публичных позиций сторон, в данный момент статус всех спорных территорий не подлежит никакому пересмотру, а их принадлежность к России не подвергается никакому сомнению. Покушения Японии на незыблемо российские земли являются совершенно беспочвенными и лишены любых аргументов с точки зрения международного права, при этом основываются на реваншистских настроениях японских политических элит. 

Новости

  • - 18.05.2025
    Ректор А.В.Торкунов в подкасте Центра знаний «Машук»

    Российские педагоги, работающие сегодня за рубежом, в том числе в русских школах, которые открываются в разных странах, вносят большой вклад в защиту интересов нашей страны на международной арене. Об этом сообщил ректор МГИМО академик А.В.Торкунов в ходе участия в просветительском аудио-подкасте «Учим тех, кто учит» Центра знаний «Машук».

    >>

  • - 18.04.2025
    «Cинергия науки и практики»: МГИМО и отечественная школа дипломатической подготовки

     Уважаемые друзья! 

    Предлагаем вашему вниманию интервью Анатолия Васильевича Торкунова, ректора МГИМО, профессора, академика РАН, Председателя Попечительского совета Фонда «Добрососедство» для журнала «Международная аналитика».

     

    >>

  • - 10.02.2025
    Поздравляем с Днём дипломатического работника

     Уважаемые Дипломаты! 

    Фонд «Добрососедство» от всей души поздравляет Вас с замечательным профессиональным праздником – Днём дипломатического работника! 

    >>