ФОНД 'ДОБРОСОСЕДСТВО' FUND: GOOD NEIGHBOURS!

Премия имени А. Г. Карлова Фонда "Добрососедство" 2025 г.


Премия Фонда содействия развитию международных связей и сотрудничества «Добрососедство» учреждена для студентов МГИМО МИД России в честь выдающегося российского дипломата, Чрезвычайного и Полномочного посла, Героя Российской Федерации Андрея Геннадьевича Карлова.

Премия учреждается для студентов 3 и 4 курса бакалавриата и магистерских программ МГИМО МИД России в соответствии с уставом Фонда в целях содействия развитию международных связей и сотрудничества в сфере образования и науки, а также создания условий для поддержки талантливых студентов МГИМО МИД России, раскрытию их творческого потенциала в области дипломатии и международных отношений, базирующихся на принципах взаимного уважения, дружбы и добрососедства.

Премия присуждается за успехи в научной работе c учетом значительных достижений студента в учебной и общественной деятельности.

23 декабря 2025 г. на заседании Ученого Совета МГИМО МИД России состоялось торжественное награждение Лауреатов Премии  имени Андрея Геннадьевича Карлова Фонда «Добрососедство».

Лауреаты Премии были отобраны Комиссией по Премии, в которую входят представители МГИМО и Фонда «Добрососедство» и утверждены решением Ученого совета Факультета международных отношений МГИМО.

Премию I степени получила Горшкова Ольга Александровна студентка 4 курса бакалавриата Факультета международных отношений за достижения в развитии академического сотрудничества и научном волонтерстве, в т.ч. в рамках Конференции ООН по изменению климата COP-29 в Баку, конференции «Парламентская Модель» и в статусе делегата Женевской международной Модели ООН и Пекинской международной Модели ООН, Генерального секретаря Московской международной Модели ООН имени В.И. Чуркина.

Премию II степени получил Цветков Лавр Русланович студент 1 курса магистратуры Факультета международных отношений МГИМО МИД России за цикл квалификационных работ и научных докладов по тематике деятельности ООН, в т.ч. «Подходы России к основным направлениям деятельности ООН на современном этапе»; «Реформа Совета Безопасности ООН: позиция России»; «От Объединенных Наций к разобщенному миру: как уроки победы над нацизмом определяют миссию ООН в условиях новой геополитической реальности».

Премию III степени получил Тхабисимов Евгений Александрович студент 4 курса бакалавриата Факультета международных отношений МГИМО МИД России за достижения в общественно-научной деятельности в качестве активиста Индоиранского клуба Научного студенческого общества МГИМО, участника Парламентской модели, модели Лиги арабских государств и Московской международной модели ООН им. Виталия Чуркина и автора квалификационной работ «Влияние неудачи ратификации Договора, устанавливающего Конституцию для Европы, на развитие европейской интеграции в 2000-ые годы».

Ректор МГИМО А.В. Торкунов и Генеральный директор Фонда «Добрососедство» тепло поздравили лауреатов с победой, пожелав им дальнейших успехов в учебе и научной деятельности.

Лауреатам Премии им. А.Г. Карлова были вручены Дипломы и перечислены денежные средства.

Премия I степени 

Горшкова Ольга Александровна

студентка 4 курса бакалавриата Факультета международных отношений

    

 

Краткое описание  работы по развитию академического сотрудничества и научному волонтерству

В 2022 г. Ольга Горшкова приняла участие в организации «Парламентской Модели» в МГИМО в качестве волонтера в Комитете по международным делам.

В ноябре 2024 г. Ольга Горшкова в качестве волонтера от Российской Федерации и Правительства Москвы принимала участие в Конференции ООН по изменению климата COP-29 в Баку, Азербайджан, помогала с организацией мероприятий в павильоне Российской Федерации. Участвовала в подготовке пленарных заседаний о деятельности России в области предотвращения изменения климата и продвижении зеленых инициатив, осуществляла протокольное сопровождение гостей, участвовала в распространении раздаточных материалов с информацией о роли климатической повестки в России, информировала иностранных делегатов Климатической конференции о российских инициативах и деятельности Правительства Москвы, выполняла поручения, поступающие из организационного штаба.

С 10 по 14 февраля 2025 г. от МГИМО приняла участие в Женевской международной Модели ООН в качестве делегата в англоязычном комитете, презентовала Московскую международную Модель ООН имени В.И.Чуркина. На конференции представляла делегацию Франции в Комитете ООН по правам человека. Во время мероприятия и на встрече с представителями Секретариата также информировала участников о модельном движении в Российской Федерации, в частности о Московской международной Модели ООН имени Виталия Чуркина.

С 15 по 19 мая 2025 г. в составе делегации от МГИМО приняла участие в Пекинской международной Модели ООН, представляла Секретариат Московской международной Модели ООН имени В.И.Чуркина. На Модели ООН представляла делегацию Соломоновых Островов в Программе развития ООН. За время конференции была проведена встреча с целью повышения информированности китайских коллег о возможности участия в Модели ООН в МГИМО и с целью обмена опытом и мнениями в вопросах, связанных с организацией студенческих научно-образовательных мероприятий.

В мае 2025 г. по результатам выборов Ольга Горшкова заняла должность Генерального секретаря Московской международной Модели ООН имени В.И.Чуркина (C-MIMUN 2026), в настоящий момент координирует работу всех секторов и групп, количество участников команды более 160 человек. В рамках подготовки к проведению конференции были сформулированы повестки для комитетов Модели ООН, была набрана новая команда Секретариата, были проведены собеседования кандидатов в сектор по организационной работе (в административную группу, группу по культурной программе, по фандрайзингу и по партнерам), информационный сектор (в группу по фото и видео, переводу, дизайну, социальным сетям и в редакцию журнала «Вестник»), а также собеседования кандидатов в президиум 16 комитетов, утвержденных на 2026 г. Был обновлен сайт Модели, проверены доклады экспертов комитетов.

В октябре 2025 г. руководила группой волонтеров от Секретариата при организации Модели заседания «Постоянного форума ООН по коренным народам», в результате которой было проведено мок-заседание, были заслушаны позиции всех представителей, проведены дебаты и сформулирован текст резолюции, а также даны рекомендации в вопросах представления позиций сторон и написания программных документов по итогам работы комитетов Организации Объединенных Наций.

В октябре 2025 г. в качестве ведущей участвовала в записи подскаста «80 лет ООН» с участием известных российских дипломатов В.В.Грачева и А.С.Ильичева. В рамках встречи обсуждались вопросы роли Организации Объединенных Наций в современных международных отношениях, перспективы развития в ближайшие десятилетия, основные вызовы и проблемы, стоящие перед Всемирной организацией в настоящий момент, а также вклад Российской Федерации в ее деятельность.

23 октября 2025 г. волонтеры от команды Секретариата приняли участие в подготовке торжественного заседания Комитета ООН-80, приуроченного к 80-летию Организации Объединенных Наций. Ольга Горшкова осуществляла содействие в координации деятельности волонтеров (группы протокольного сопровождения, группы фотографов), осуществляла протокольное сопровождение гостей, также выступала в качестве переводчика с английского языка.

11 ноября 2025 г. вместе с командой Секретариата была проведена Презентация Московской международной Модели ООН имени В.И.Чуркина, в рамках которой Ольга Горшкова отдельно представила каждый сектор Секретариата, рассказала гостям об истории Модели и этапе подготовки мероприятия, а также ответила на вопросы студентов. На Презентации были оглашены повестки для каждого комитета.

 

Премия II степени 

Цветков Лавр Русланович

студент 1 курса магистратуры Факультета международных отношений

 

Содержательное описание цикла квалификационных работ и научных докладов по тематике деятельности ООН

Современная система глобального управления переживает глубокий кризис легитимности и эффективности, обусловленный геополитическими процессами трансформации постбиполярного мира. Российская Федерация осознает свою ответственность за роль ведущей державы в этих процессах и регулярно подчеркивает незыблемую роль ООН, как координатора и ключевой площадки для взаимодействия государств в современных международных отношениях. Начиная с 2000-х годов Российская Федерация регулярно обращает внимание на ведущую роль ООН в стратегических внешнеполитических документах. В этих условиях подходы Российской Федерации к ключевым направлениям деятельности Организации Объединенных Наций приобретают особое значение для сохранения международного правопорядка. Кризис доверия к ООН, проявившийся в ряде региональных конфликтов, перешедших в статус интернационализированных, подтверждает потребность в переосмыслении роли России в укреплении многосторонней дипломатии на основе Устава ООН.

Актуальность работы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, постоянно растущим давлением на институты ООН, в частности на Совет Безопасности, где Российская Федерация регулярно сталкивается с инициативами о лишении ее статуса постоянного члена. Во-вторых, обострением неоколониальных практик, которые нацелены на подрыв суверенитета стран Глобального Юга. В-третьих, необходимостью адаптации миротворческих механизмов ООН к современным вызовам в сфере безопасности, таким, как прокси войны и гибридные угрозы. Проблематика исследования заключается в противоречии между декларируемыми целями ООН и реальным положением дел в различных направлениях деятельности ООН. Мировое сообщество может наблюдать, как Совет Безопасности не может реагировать на современные вызовы ввиду устаревшей структуры и злоупотреблением права Вето; как 1 развитые страны используют силовые и экономические методы для возвращения и сохранения колониальной зависимости развивающихся государств; политизацию миротворческих миссий, ведущую к выхолащиванию принципов беспристрастности и согласия сторон. Объектом исследования является деятельность Российской Федерации в рамках ООН по основным стратегическим направлениям.

Предметом исследования является специфика подходов России к реформе Совета Безопасности, борьбе с неоколониализмом и развитию миротворчества в период 1991–2025 гг.

Теоретическая значимость работы углубляет изучение международных отношений через призму многополярности и ограниченного суверенитета. Кроме того, работа развивает концепцию неоколониализма, как системы экономико-политического контроля, на примере франко-африканских отношений. Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее для корректировки позиции России в отношении со странами Глобального Юга на площадке ООН, позиции России по вопросу реформирования Совета Безопасности ООН и новых членов Совета Безопасности, предложений по реформированию системы миротворчества ООН и её применения. Научная новизна работы заключается в анализе взаимосвязи между реформой СБ, антиколониальной повесткой и миротворчеством в контексте внешней политики РФ.

Ключевыми понятиями в работе являются: ? Реформа Совета Безопасности ООН; ? Право вето; ? Неоколониализм; ? Многополярный мировой порядок; ? Международный мир и безопасность; ? Миротворческие операции (миротворчество и миростроительство).

Хронологические рамки исследования ограничены периодом с начала 1990-х гг. по 2025 г. (момент написания данной работы), поскольку с распада Советского Союза наступает окончание Холодной войны и прекращение биполярного противостояния. Вместе с этим Россия становится правопреемницей СССР в ООН, и политика России в отношении данной Организации претерпевает ряд изменений, обусловленных метаморфозами в международных отношениях и основах государственного строя России.

Исследовательский вопрос работы звучит так: Какова позиция России в отношении основных направлений деятельности ООН? В работе используются следующие источники: ? Устав ООН и резолюции; ? Официальные заявления и речи представителей России; ? Научные работы; ? Статьи в российских и зарубежных СМИ; ? Отчеты ООН и документы; ? Исторические и юридические документы.

Гипотеза исследования: Россия использует ООН как платформу для перехода от унилатерализма к полицентричной системе, где реформа СБ, борьба с неоколониализмом и миротворчество становятся инструментами ограничения влияния Запада.

Целью работы является выявление задач, особенностей и эффективности внешнеполитической стратегии России в деятельности ООН на современном этапе.

Премия III степени 

Тхабисимов Евгений Александрович

студент 4 курса бакалавриата Факультета международных отношений

 

 

 Описание квалификационной работы "Влияние неудачи ратификации Договора, устанавливающего Конституцию для Европы, на развитие европейской интеграции в 2000-ые годы"

В кратком виде результаты исследования выглядят следующим образом. Примечательна длительная история европейской интеграции: она прошла стадии экономической интеграции, описанные Б.Балаши, от зоны свободной торговли, вводившейся Парижским договором 1951 года с образованием Европейского объединения угля и стали, до экономического и валютного союза, построение которого предполагалось Маастрихтским договором 1992 года и фактически было реализовано в 2002 году с введением евро в наличный оборот. Уже Маастрихтский договор предусматривал начало политической интеграции, которое, согласно теории Балаши, идет следом за экономическим и валютным союзом. Однако в случае Европейского союза помимо продолжения интеграции ЕС-15 в политическом измерении на повестке дня в 1990х годах остро стоял вопрос перспективы расширения на восток и необходимой в этой связи институциональной трансформации Европейского союза. С этой целью были разработаны и заключены Амстердамский и Ниццкий договоры 1997 и 2000 годов соответственно. Несмотря на нововведения, предусматривавшиеся этими договорами, они не воспринимались достаточными для успешного присоединения 12 новых членов Союза, которое было запланировано в рамках расширения 2004 и 2007 годов. В этих обстоятельствах страны-члены ЕС решились на разработку Конституции Европейского союза.

Договор, устанавливающий Конституцию для Европы, преследовал несколько целей. Прежде всего, Договор должен был одновременно символизировать и стимулировать создание общеевропейской идентичности, развитию которой способствовали и некоторые ранее принятые меры (прямые выборы в Европарламент, шенгенские соглашения, институт европейского гражданства). В этой связи неслучайным было наименование “Конституция”, что намекало на федерализацию Европейского союза. Конституция ЕС предполагала введение общеевропейской символики (флаг, герб, гимн), устанавливала новую европейскую систему нормативно-правовых актов, состоящую из законов (европейских законов и европейских рамочных законов) и подзаконных актов (европейские регламенты и решения), предусматривала учреждение поста министра иностранных дел ЕС. Также Конституция упорядочивала структуру управления Союзом, сводила воедино положения всех ранее заключенных договоров, заменяя их, уточняла положение органов Союза в политической иерархии, усиливала положение Европарламента, предполагала реформу Комиссии с целью повышения ее эффективности, четко регулировала компетенции Евросоюза. Однако в то же время Договор, устанавливающий Конституцию для Европы, скорее отражал достижение или максимальное приближение к “красным линиям” государств о передаче больших полномочий на наднациональный уровень, в чем можно обнаружить “оборонительное” начало в деле углубление европейской интеграции.

Для вступления Договора, устанавливающего Конституцию для Европы, требовалась его ратификация всеми странами-членами ЕС. Проблемы возникли во Франции и Нидерландах, где население в ходе референдумов отвергло проект Конституции ЕС. Примечательно, что обе страны относятся к старожилам европейской интеграции: и Франция, и Нидерланды стояли у истоков ЕОУС в 1951 году. Как представляется, граждане руководствовались не столько евроскептическими настроениями, сколько желанием выразить свое мнения по целому ряду вопросов внутренней и внешней политики. Протестное голосование скорее отражало конфликт с политическими элитами стран и недоверие к ним, также некоторыми масштабное расширение воспринималось как поспешное, вызывало опасения относительно роли малых стран в процессе управления общеевропейскими структурами и перспектив дальнейшего расширения.

Неудача в ратификации Конституции ЕС однако не повлекла за собой распада европейской интеграции: страны сумели достичь компромисса и принять Лиссабонский договор. Лиссабонский договор содержал все основные положения Конституции ЕС, что давало возможность сторонникам европейской идеи говорить о чисто технических корректировках текста Конституции. В то же время из текста договора были убраны все символы, подразумевающие движение в сторону федерализации Союза: само название Конституция было заменено Договоров, отвергнута идея европейских законов (сохранена прежняя система актов), наименование поста министра иностранных дел заменено Высоким представителем ЕС по иностранным делам и безопасности. Также не получила развития идея о реформе Комиссии, предполагавшая уменьшение числа комиссаров, при этом сохранена опция отлагательного меньшинства при голосовании, позволявшая странам затягивать принятие решений. Таким образом, Лиссабонский договор, принимавшийся на волне некоторого евроскептицизма, закреплял оборонительные положения относительно углубления интегрционных процессов, но, несмотря на это, важнейшим его результатом стал выход из политического кризиса, спровоцированного провалом ратификации Конституции ЕС.

Договор, устанавливающий Конституцию для Европы, можно считать переломным моментом в истории европейской интеграции. Конституция ЕС должна была стать началом принципиально новой эры в истории Евросоюза, ознаменовавшейся масштабным расширением на восток и полноценным становлением Евросоюза как самостоятельного актора на международной арене. Однако быстрый ход событий, недопонимания и конфликты между населением и политической элитой, экономическая нестабильность, страх перед неопределенным будущим привели к провалу ратификации Конституции ЕС. Однако она оказала значительное влияние на дальнейший ход европейской интеграции, так как следующий основополагающий европейский договор, заключенный в Лиссабоне в 2007 году и вступивший в силу в 2009 году, базировался именно на положениях Конституции, но при этом стал компромиссным решением сложившейся кризисной ситуации, позволив тем самым укрепить состояние интеграционных структур и обеспечить перспективу их дальнейшего развития с учетом мнения стран-членов.

 

Новости