ФОНД 'ДОБРОСОСЕДСТВО' FUND: GOOD NEIGHBOURS!

Премия имени А. Г. Карлова Фонда "Добрососедство" 2020 г.

  

Премия имени А. Г. Карлова Фонда "Добрососедство" 2020 г.

Премия Фонда содействия развитию международных связей и сотрудничества «Добрососедство» учреждена для студентов МГИМО МИД России в честь выдающегося российского дипломата, Чрезвычайного и Полномочного посла, Героя Российской Федерации Андрея Геннадьевича Карлова.

Премия учреждается для студентов 3 и 4 курса бакалавриата и магистерских программ МГИМО МИД России в соответствии с уставом Фонда в целях содействия развитию международных связей и сотрудничества в сфере образования и  науки, а также создания условий для поддержки талантливых студентов МГИМО МИД России, раскрытию их творческого потенциала в области дипломатии и международных отношений, базирующихся на принципах взаимного уважения, дружбы и добрососедства.

Премия присуждается за успехи в научной работе c учетом значительных достижений студента в учебной и общественной деятельности

23 декабря 2020 г. в формате Zoom-конференции состоялась торжественная церемония вручения студентам МГИМО премии имени выдающегося российского дипломата, Чрезвычайного и Полномочного Посла, Героя России Андрея Геннадьевича Карлова, учрежденной Фондом «Добрососедство».

В мероприятии приняли участие проректор по кадровой политике В.М. Морозов, проректор по научной работе и международному сотрудничеству А.А. Байков, заместитель начальника Управления по работе со студентами и выпускниками И.С. Александровский, генеральный директор Фонда «Добрососедство» Е.В. Быков, а также студенты-лауреаты премии.

С приветственным словом к участникам обратился проректор В.М. Морозов, который поблагодарил фонд «Добрососедство» за сотрудничество и рассказал об истории учреждения премии и правилах конкурсного отбора ее лауреатов.

В свою очередь проректор по научной работе и международному сотрудничеству, декан факультета МО А.А. Байков отметил важность подобных наград для развития международных связей и сотрудничества в сфере образования и науки.

Генеральный директор Фонда «Добрососедство» Е.В. Быков в ответной речи рассказал, что с момента учреждения премии в 2017 году ее лауреатами уже стали девять студентов МГИМО. Евгений Викторович поблагодарил Университет за подготовку талантливых студентов и выразил надежду на дальнейшее успешное взаимодействие.

Лауреаты Премии были отобраны Комиссией по Премии, в которую входят представители МГИМО и Фонда «Добрососедство» и утверждены решением Ученого совета Факультета международных отношений МГИМО.

В 2020 году премия имени А.Г. Карлова 1-й степени Фонда «Добрососедство» была присуждена студентке 3 курса бакалавриата Факультета международных отношений О.В. Дербуговой (научно-исследовательская работа «Е.М. Примаков: мы не торгуем своими принципами»).

Премию имени А.Г. Карлова 2-й степени получил студент 3 курса бакалавриата Факультета международных отношений В.А. Победённый (научно-исследовательская работа «ОДКБ и его роль в обеспечении военно-политической безопасности на постсоветском пространстве»).

Лауреатом премии имени А.Г. Карлова 3-й степени стал студент 2 курса магистерской программы «Внешняя политика и дипломатия России» Факультета международных отношений О.А. Оганян (научно-исследовательская работа «Исламистское восстание в Мозамбике»).

Подробнее на сайте МГИМО МИД России:

https://mgimo.ru/about/news/main/studenty-fakulteta-mo-laureaty-premii-imeni-karlova/

  

  Лауреаты Премии имени А.Г. Карлова  Фонда "Добрососедство" 

2020 год  

Премия I степени   

Дербугова Ольга Викторовна,студентка 3 курса бакалавриата Факультета международных отношений МГИМО МИД Россиии 

 

 Е.М. Примаков: мы не торгуем своими принципами

Аннотация 

«Евгений Примаков всегда твердо стоял на страже национальных интересов России»

Мадлен Олбрайт

Вклад Е.М. Примакова в развитие российской внешней политики невозможно переоценить. Путь Примакова – это путь от журналиста до премьер-министра, от «разведчика номер 1» до «дипломата номер 1».

Е.М. Примаков пришел в дипломатию в сложное для России время: не было ни вектора развития, ни ориентиров, ни понимания целей и как вести себя с зарубежными партнерами. Принимая во внимание опыт предыдущих руководителей советской и российской внешней политики, Евгений Максимович закрепил новую формулу по выстраиванию внешнеполитического курса страны: у России нет постоянных врагов, у России есть постоянные интересы – стабильность, прекращение конфликтных ситуаций на территории бывшего СССР, развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве, территориальная целостность России. С.В. Лавров называет эту политику «доктриной Примакова».

В рамках своей доктрины Е.М. Примаков обозначил ряд направлений, на которых создавались интеграционные группировки с активным участием России. Так, при нем постсоветское пространство стало приоритетной зоной внимания, которой по Концепции внешней политики 2016 г. оно остается и сейчас. Кроме того, Е.М. Примаков первым выдвинул идею развития сотрудничества с Ближним Востоком, укрепления международных связей с Индией и Китаем в рамках создания формата Россия-Индия-Китай (РИК), который привел к созданию БРИКС, организации успешно развивающейся и обладающей весомым авторитетом на международной арене.

Вклад Е.М. Примакова в международные дела, его миротворческие усилия в ООН особо ценны и важны. За 1996-1998 гг. в мире разразились две наиболее опасные ситуации – вокруг Ирака и сербской провинции Косово. Россия не могла остаться в стороне и активно выступала исключительно за политическое урегулирование конфликтов, чтобы не допустить военного вмешательства и гуманитарной катастрофы. Евгений Максимович принимал активное личное участие, выступал с предложениями о созыве Совета Безопасности ООН, поддерживал диалог с представителями разных сторон. Участием в мирном процессе урегулирования этих конфликтов Москва закрепила за собой свое исконное место арбитра в конфликтах, постоянно вспыхивающих на рубежах. В 2003 г. под эгидой ООН была создана т.н. «группа мудрецов» Кофи А. Аннана, в которую вошел и Е.М. Примаков. Первостепенной задачей они ставили перед собой оценку вызовов и выработку рекомендаций перемен, которые необходимо осуществить. Достаточно много проектов было разработано в рамках этой организации, а некоторые даже нашли практическое решение: были созданы Совет по правам человека (СПЧ) и Комиссия по миростроительству (КМС), успешно функционирующие сейчас.

К сожалению, эскалации в этих регионах не удалось избежать. Узнав о решении НАТО о введении войск в Югославию, пролетая над Атлантикой, Е.М. Примаков лично отдал приказ развернуть самолет в воздухе и отказался от финансовой помощи США («Петля Примакова»). Этот шаг вызвал общественный резонанс, ведь этим Примаков окончательно совершил поворот от «ельцинизма», потакательства партнерам к новой многовекторной политике, ориентированной в первую очередь на интересы России, утвердил политику России как независимую, самостоятельную, несмотря на необходимость в кредитах для развития страны. Многие политологи считают его «поворот над Атлантикой» предпосылкой и созданием базы для внешней политики В.В. Путина, так называемой доктриной «от Мюнхенской речи до Крыма».

Таким образом, именно при Е.М. Примакове произошел отказ от так называемого «атлантизма» в пользу многовекторной внешней политики. Заложенные основы многовекторной дипломатии являются определяющими для развития и укрепления международного сотрудничества РФ и сейчас. В 1996-1998 гг. произошла долгожданная стабилизация внешнеполитической обстановки, приобретение устойчивости и самостоятельности проводимой МИД политики.

Список литературы:

1.      Королев Б.В. Как Примаков стал Примаковым. – М.: МНЭПУ, 1999.

2.      Млечин Л.М. Евгений Примаков: История одной карьеры. – М.: Центрполиграф, 1999.

3.      Политик, дипломат, ученый Евгений Примаков. Сборник воспоминаний. – М.: Вест-Консалтинг, 2019.

4.      Примаков.«Неизвестный» // Международная жизнь, 31.10.2016. – URL: https://interaffairs.ru/news/show/16285 (дата обращения: 25.11.2020)

 

 

 

  Премия II степени  

Победённый Вячеслав Андреевич студент 3 курса бакалавриата Факультета международных отношений МГИМО МИД Россиии 

 

 ОДКБ и его роль в обеспечении военно-политической безопасности на постсоветском пространстве 

 Аннотация 

               Организация Договора коллективной безопасности ведёт свою историю от подписания в Ташкенте 15 мая 1992 года Россией, Арменией, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном и Казахстаном договора о коллективной безопасности. Ключевым событием стало создание 14 мая 2002 года на базе ранее подписанного Договора полноценной международной организации – Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), Устав которой был подписан в Кишинёве в октябре того же года. На конец 2020 года в состав организации входят 6 стран: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, а наблюдателями являются Сербия и Афганистан.

В Уставе Организации определяются её основные цели, к которым можно отнести всестороннюю защиту государств-членов на различных уровнях, а также сохранение и поддержание мира. В том же документе указаны принципы осуществления деятельности ОДКБ: полное равенство государств-членов, невмешательство во внутренние дела, приоритет мирных средств перед военными, уважение национального суверенитета и добровольность участия. Что же касается структуры Организации, то она состоит из Совета коллективной безопасности, Комитета секретарей советов безопасности, Советов министров обороны и министров иностранных дел, Постоянного совета ОДКБ, Секретариата и Объединённого штаба. Высшее административное лицо - Генеральный секретарь назначается на 3 года по решению глав государств по представлению СМИД ОДКБ из числа граждан государств - членов Организации на ротационной основе.

Сотрудничество, осуществляемое в рамках ОДКБ, является многосторонним и затрагивающим различные сферы жизни, такие как социальная и экономическая, но основной остаётся военная, которая является ключевой в обеспечении региональной безопасности. Здесь главной силой являются созданные в феврале 2009 Коллективные силы оперативного реагирования. Их целью является обеспечение военной безопасности стран-членов Организации, а также борьба с различными угрозами (международный терроризм, незаконная торговля оружием, наркотическими средствами и т.д.), поддержание мира и другие задачи, определяемые руководством ОДКБ. Коллективные силы численностью в 22 тысячи человек укомплектованы формированиями силами специального назначения и наиболее мобильными и боеготовыми воинскими контингентами, которые оснащены совместимыми современными образцами вооружений. С 2012 года для поддержания уровня боеготовности и совершенствования навыков Коллективные силы участвуют в учениях «Взаимодействие».

Для борьбы с незаконным оборотов наркотиков в Центральной Азии в ОДКБ была принята Антинаркотическая стратегия до 2020 года, а также с 2003 года проводится антинаркотическая операция «Канал». Также ОДКБ принимает профилактические меры в борьбе с наркотической угрозой и содействует реабилитации наркозависимых. Главным инструментом по борьбе с нелегальной миграцией является операция «Нелегал».

В целях противодействия угрозам информационной безопасности с 2006 года в Организации на уровне Совета коллективной безопасности разработан и принят ряд нормативно-правовых актов, определяющий сотрудничество стран-членов в сфере информационной безопасности. Также была создана особая Рабочая группа, и задействован Протокол о взаимодействии государств-членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере, которые принимают активное участие в операции ПРОКСИ. На начало 2020 года активно ведётся работа по налаживанию сотрудничества в области компьютерной безопасности: проводится анализ наиболее уязвимых направлений и осуществляется взаимный обмен опытом и информацией, касающейся кибератак.

Из всего этого следует, что ОДКБ является незаменимым и ключевым игроком на территории бывшего СССР, где Организация вносит значительный вклад в обеспечение безопасности и поддержание стабильности, во многом благодаря успешности и результативности вышеуказанных операций, проводимых в рамках Организации.


 

 Премия III степени  

Оганян Ованес Артурович студент 2 курса магистратуры Факультета международных отношений МГИМО МИД Россиии 

 

Исламистское восстание в Мозамбике

Аннотация  

В статье рассматриваются генезис, ход и последствия исламистского движения в мозамбикской провинции Кабу-Делгаду, а также реакция властей Мозамбика на этот кризис. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что исламистское восстание  в Мозамбике получает значительно меньшее освещение в научной литературе по сравнению с деятельностью террористических организаций в других регионах мира. При проведении исследования использовались материалы российских и африканских научно-исследовательских центров, а также данные властей и средств массовой информации Мозамбика.

В данной работе рассматриваются причины начала исламистского восстания   в провинции Кабу-Делгаду. Делается вывод о том, что распространению экстремистской идеологии способствовало тяжелое социально-экономическое положение провинции, недальновидная политика центрального правительства, не принимавшего в расчет интересы жителей провинции, и деятельность иностранных ТНК, привлекавших для защиты своих интересов ЧВК.

Особое внимание в ходе исследования было уделено связям действующей в Кабу-Делгаду группировки «Ансар аль-Сунна» (запрещена в РФ) с международным терроризмом, в частности с «Исламским государством» (организация запрещена в РФ). Автор приходит к выводу о том, что связи мозамбикских джихадистов с международным терроризмом пока весьма ограничены, хотя в исламистском восстании в Мозамбике принимают участие отдельные боевики «Исламского государства» (запрещено в РФ). В статье проанализирована реакция властей Мозамбика на начавшееся восстание. Автор приходит к выводу, что политика замалчивания угрозы, избранная официальным Мапуту, негативно отразилась на борьбе с исламистами в провинции. Отдельно рассматривается позиция России по складывающейся в Мозамбике ситуации. Делается акцент на готовности России к конструктивному взаимодействию с Мозамбиком и другими партнерами в регионе в целях борьбы с терроризмом и обеспечения безопасности.

По итогам работы делается вывод о необходимости усиления борьбы с терроризмом в Мозамбике с целью недопущения распространения восстания на другие страны Южной Африки.

  

 

 


 

 

Новости