ФОНД 'ДОБРОСОСЕДСТВО' FUND: GOOD NEIGHBOURS!

Премия имени А. Г. Карлова Фонда "Добрососедство" 2021 г.

Премия Фонда содействия развитию международных связей и сотрудничества «Добрососедство» учреждена для студентов МГИМО МИД России в честь выдающегося российского дипломата, Чрезвычайного и Полномочного посла, Героя Российской Федерации Андрея Геннадьевича Карлова.

Премия учреждается для студентов 3 и 4 курса бакалавриата и магистерских программ МГИМО МИД России в соответствии с уставом Фонда в целях содействия развитию международных связей и сотрудничества в сфере образования и  науки, а также создания условий для поддержки талантливых студентов МГИМО МИД России, раскрытию их творческого потенциала в области дипломатии и международных отношений, базирующихся на принципах взаимного уважения, дружбы и добрососедства.

Премия присуждается за успехи в научной работе c учетом значительных достижений студента в учебной и общественной деятельности

21 декабря 2021 г. на заседании Ученого Совета МГИМО МИД России состоялась торжественное награждение Лауреатов Премии Фонда «Добрососедство» имени Андрея Геннадьевича Карлова.

      Лауреаты Премии были отобраны Комиссией по Премии, в которую входят представители МГИМО и Фонда «Добрососедство» и утверждены решением Ученого совета факультета международных отношений МГИМО.

·         Премию I степени получил Таран Василий Евгеньевич студент 1 курса магистерской программы «Внешняя политика и дипломатия России» Факультета международных отношений МГИМО МИД России за высокие результаты в учебной, общественной и научной деятельности (за научно-исследовательскую работу «Современные вызовы и угрозы в доктринальных документах Российской Федерации: эволюция и анализ (2012-2021)»).

·         Премию II степени получил Ахмадов Даниил Мусаевич студент 4 курса бакалавриата Факультета международных отношений МГИМО МИД России Ахмадов Даниил Мусаевич за высокие результаты в учебной, общественной и научной деятельности (за научно-исследовательскую работу «Цифровая дипломатия как инструмент внешней политики во время и после пандемии: преимущества и недостатки»).

·         Премию III степени получил Арапов Олег Дмитриевич студент 4 курса бакалавриата Факультета международных отношений МГИМО МИД России Арапов Олег Дмитриевич за высокие результаты в учебной, общественной и научной деятельности (за научно-исследовательскую работу «Российские подходы к реформированию ООН на современном этапе»).

 

Ректор МГИМО А.В. Торкунов, Проректор по кадровой политике МГИМО В.М. Морозов и Генеральный директор Фонда «Добрососедство» Е.В. Быков тепло поздравили лауреатов с победой, пожелав им дальнейших успехов в учебе и научной деятельности.

 

            Лауреатам Премии им. А.Г. Карлова были вручены Дипломы и перечислены денежные средства.

 

 На сайте МГИМО МИД России:

 https://mgimo.ru/about/news/main/council-21-12-21/

 

  

                 Премия I степени

           Таран Василий Евгеньевич

                

  Современные вызовы и угрозы в доктринальных документах РОссийской Федерации: эволюция и анализ (2012-2021)  

Одной из основных целей внешней политики любой страны является поддержание развития и продвижение интересов этой страны на международной арене, однако данный процесс государственного развития и продвижения интересов всегда обусловлен внешними факторами в форме конкретных явлений, фактов и процессов, которые неизбежно влияют на то, как страна развивает свою внешнюю политику. Такие внешние факторы из-за высокой противоречивости международных отношений могут нести в себе определённую опасность, (по форме которую, в зависимости от её «уровня», можно подразделять на «вызовы» и «угрозы») для любого отдельно взятого государства, и Россия здесь не является исключением.

Поэтому необходимо рассматривать те основные внешнеполитические документы нашей страны, которые способны в полной мере отразить наше, как государства, видение международной обстановки и показать реакцию с нашей стороны на эти опасности: Концепцию внешней политики Российской Федерации 2016 (КВП 2016), предшествующую ей Концепцию внешней политики Российской Федерации 2013 (КВП 2013), а также ряд других доктринальных документов этого временного промежутка, например действовавшую до середины 2021 года Стратегию Национальной безопасности РФ 2015 (СНБ 2015) или Военную доктрину РФ 2014 (ВД 2014). 

Основное внимание в работе сосредоточено на рассмотрении эволюции, роли и места вызовов и угроз, отражённых в документах и выступлениях, которые составляют концептуальные основы внешней политики России. Помимо этого, особое внимание уделяется факторам, которые могли влиять на подобное их отражение в Документах, при этом оценивается степень их влияния, а также приводится прогноз относительно того, какие вызовы и угрозы будут отражены в последующих доктринальных документах внешней политики РФ.

Также в работе отдельно рассматривается то, что количество упоминаний терминов «вызов» и «угроза» в КВП 2016 заметно возросло по сравнению с 2013 годом, так же, как и возросло количество фактически отраженных вызовов и угроз.  При рассмотрении того, какие именно вызовы и угрозы были отражены в КВП 2013 и КВП 2016, а также какие факторы повлияли на подобное обозначение вызовов и угроз в действующей Концепции внешней политики РФ, все вызовы и угрозы были разделены на 8 основных групп: 1) Вызовы и угрозы глобальной и региональной безопасности, которые противоречат интересам РФ; 2) Вызовы и угрозы экономической безопасности РФ; 3) Вызовы и угрозы военной безопасности РФ, а также безопасности государственных границ; 4) Вызовы и угрозы для РФ в сфере развития многостороннего и двустороннего сотрудничества; 5) Вызовы и угрозы информационной безопасности РФ; 6) Вызовы и угрозы экологической безопасности РФ; 7) Вызовы и угрозы гуманитарной безопасности РФ; 8) Прочие вызовы и угрозы.

Благодаря проведённому в работе анализу качественных и количественным изменений в составе перечисленных выше групп от более ранних документов к более новым, был составлен прогноз тому, какие именно вызовы и угрозы получат большее отражение в последующих редакциях Концепции внешней политики РФ, какие вызовы могут возникнуть в этой связи, какие угрозы смогут дополнить список представленных в действующей Концепции внешней политики РФ. Также в результате исследования была замечена определённая особенность в составлении последующих КВП: актуальные внешние вызовы всегда отражают состояние международной обстановки в момент вступления в силу Концепции, таким образом, при переходе к последующим редакциям, само число вызовов значительно не меняется, однако изменяется то, какие именно аспекты обстановки они отражают. Противоположная ситуация складывается с внешними угрозами в Концепции внешней политики РФ, так как их число от одной редакции к другой постоянно растёт, а сами угрозы при этом обычно дополняются и уточняются, тем самым, трансформируясь, они становятся новыми угрозами, которые в дальнейшем и формируют внешнюю политику нашего государства. 

 

Премия II степени

Ахмадов Даниил Мусаевич 

             

  Цифровая дипломатия как инструмент внешней политики во время и после пандемии: преимущества и недостатки

Введение

Прогресс является неотъемлемой частью любой сферы человеческой деятельности, особенно в наши дни, когда достижения человечества преумножаются быстрее, чем когда-либо. Не является исключением и дипломатия - ее цифровая форма, несмотря на некоторую консервативность этой профессии, уже сейчас становится все более привычной специалистам разных стран. Особенно ускорился этот процесс в связи с пандемией COVID-19, а значит, эта тема приобретает особую актуальность.

Вместе с тем, цифровая дипломатия имеет, помимо целого ряда достоинств, ряд весьма значимых недостатков. Цель данной работы - проанализировать как ее положительные, так и отрицательные стороны, влияние на данную сферу деятельности пандемии COVID-19, а также оценить перспективы цифровой дипломатии в пост-пандемийном мире. 

Цифровая дипломатия: преимущества, недостатки и влияние пандемии

Цифровая дипломатия представляет собой использование Интернета и информационно-коммуникационных сетей для решения дипломатических задач , что и определяет связанные с ней возможности и риски, особенно в период пандемии.

Во-первых, использование инструментов цифровой дипломатии значительно облегчает распространение информации и ценностей. Большинство внешнеполитических ведомств современных стран имеют страницы в социальных сетях, что помогает доносить официальную позицию как до собственной, так и до зарубежной аудитории, и тем самым активнее участвовать в формировании общественного мнения. В этой связи уместно вспомнить, что это затрагивает весьма значительное число людей по всему миру. Так, число читателей официального аккаунта МИД РФ в Twitter в настоящее время составляет 1.1 млн. человек . Число читателей аккаунта МИД Великобритании - 1 млн. человек , Госдепартамента США - 6.2 млн. чел. . Очевидно, что в современных условиях, характеризующихся обострением информационного и идеологического противостояния в мире , значение подобной направленной на взаимодействие с обществом деятельности многократно возрастает - Интернет становится один из важнейших инструментов т.н. "мягкой силы", которая не потеряла актуальность даже на фоне всеобщей борьбы человечества с вирусом.

Кроме того, это в определенном смысле работает и в обратную сторону - в нынешних условиях важные решения зачастую принимаются, исходя из оценки данных и расстановки сил в Интернете . Действительно, скорость распространения информации в социальных сетях во много раз превосходит скорость ее распространения с помощью традиционных СМИ. Это позволяет более оперативно реагировать на изменения, более точно учитывать общественные настроения и тенденции, что крайне важно в нашу чрезвычайно динамичную эпоху.

Еще одним преимуществом цифровой дипломатии (в расширенной трактовке этого понятия) конкретно в условиях пандемии COVID-19 является возможность организовывать встречи дипломатов и глав государств без необходимости их личного

присутствия в одном месте, что в нынешних условиях жизненно важно, поскольку позволяет не прерывать дипломатические контакты и не отменять важные мероприятия. Так, в феврале 2020 года был проведен первый в истории виртуальный саммит G20 , а в ноябре 2021 - виртуальная встреча глав США и Китая . Все это способствует поддержанию международной стабильности, которая в противном случае (при отсутствии регулярных контактов между государствами) начала бы постепенно разлагаться.

Вместе с тем, как и у любого феномена, у цифровой дипломатии есть ряд существенных недостатков. Один из важнейших заключается в том, что поддержание должного уровня связей, а также предотвращение недопонимания между акторами в условиях отсутствия "живых" физических контактов становится проблемой . На эту тему высказывался, в частности, постоянный представитель России при ООН Василий Небензя, заявив, что "так называемая цифровая дипломатия по многим причинам не может подменить личное общение, очные переговоры. Без них крайне трудно добиться нужной степени понимания и доверительности с партнерами" . Это особенно важно в контексте урегулирования и предотвращения конфликтов, где взаимодействие между сторонами в идеале должно быть максимально ясным.

Кроме того, нельзя недооценивать фактор технологической безопасности. Любое взаимодействие через Интернет несет в себе риск подвергнуться атаке со стороны хакеров и/или иностранных спец. служб - либо в форме получения засекреченных данных, либо же - в форме взлома аккаунтов и размещения от лица официальных деятелей ложной информации. Оба этих варианта могут привести к крайне деструктивным последствиям, особенно в условиях пандемии, когда вся мировая дипломатия зависит от цифровых средств. Эти риски, при этом, являются не теоретическими, а вполне реальными - так, в 2020 году был взломан аккаунт посла КНР в Лондоне , а в 2021 году - аккаунты Генконсульства РФ в Харькове .

Переходя к влиянию пандемии коронавирусной инфекции на развитие цифровой дипломатии, можно сказать, что наиболее очевидным его проявлением является значительное ускорение процесса цифровизации дипломатии. Да, эта тенденция существовала и до 2019 года, однако с введением карантинов и закрытием границ главы государств и дипломатических ведомств были вынуждены в экстренном порядке адаптироваться к новым реалиям. Коронавирус стал катализатором определенной модернизации дипломатической деятельности, ее переходу к иным формам. Помимо уже упомянутых виртуального саммита G20 и виртуальных американо-китайских переговоров, были проведены: гибридная сессия Генассамблеи ООН , виртуальный саммит по климату , виртуальный саммит АТЭС . Как видно, постепенно цифровые формы взаимодействия переходят из разряда профессиональной экзотики в разряд обычной формы работы, что не может не отразиться на всей сфере внешней политики - дипломатические деятели приобретают новые для них профессиональные навыки, снижаются финансовые издержки внешней политики (к примеру, транспортные), мероприятия становятся еще более открытыми и доступными огромному числу людей. Комментируя тему цифровизации в дипломатии, глава МИД РФ С. Лавров заявил, что эти технологии, помимо всего прочего, позволяют дипломатам экономить время .

В связи пандемией цифровая дипломатия оказывается полезным инструментом в реализации новых, почти беспрецедентных задач, стоящих перед внешнеполитическими ведомствами почти всех стран - к примеру, в деле информирования туристов об эпидемиологической ситуации в других государствах.

Косвенно это приводит и к повышению квалификации сотрудников - ведь они постоянно осваивают новые средства и инструменты, получают новый, непривычный во многом опыт гораздо быстрее, чем до пандемии.

 

Заключение. Перспективы цифровой дипломатии после пандемии

Конечно, все эти изменения вряд ли полностью обратятся вспять с победой человечества над COVID-19, поэтому имеет смысл попытаться проанализировать, какие цифровая дипломатия имеет перспективы в будущем, после окончания пандемии.

Очевидно, что наработанный в ходе пандемии опыт использования цифровых средств позволит и по ее окончании использовать эти средства более эффективно, чем когда-либо. Импульс к трансформации и развитию, заданный пандемией, какое-то время продолжится, укрепляя позиции цифровой дипломатии в качестве полноценного и важного инструмента внешней политики, особенно в условиях глобализации.

Все больше политиков начнут использовать социальные сети, видеоконференции и прочие цифровые инструменты, что приведет к тому, что дипломатия станет еще более близкой к простым, не связанным с ней людям. В перспективе это может привести к определенной ее "демократизации", то есть дальнейшему совмещению воздействия на нее как со стороны официальных, так и неофициальных лиц и народных масс.

Наконец, неизбежен и возврат к более традиционным методам - личным встречам в реальном мире, "живым" конференциям, саммитам и т.д. Это означает, что уже упомянутый импульс трансформации будет постепенно угасать - новые изменения в дипломатии начнут появляться и закрепляться медленнее, чем в эпоху пандемии.

Таким образом, цифровая дипломатия со всеми ее преимуществами и недостатками играет особую роль в контексте пандемии COVID-19 и останется ценным с ее окончанием. Это явление уже не воспринимается с недоверием, а внешнеполитические деятели смогли в полной мере оценить возможности, которые оно открывает, хотя, несомненно, последствия цифровизации дипломатии и влияние на нее ситуации с коронавирусом по-настоящему оценить получится лишь с течением времени.

 

      Премия III степени 

           Арапов Олег Дмитриевич

              

 Российские подходы к реформированию ООН на современном этапе

Организация Объединенных Наций – это международная организация, главной целью которой является поддержание международного мира и безопасности, а также укрепление сотрудничества по разным направлениям между государствами. Организация была создана в 1945 году, как ответ на самую страшную войну в истории и как инструмент предотвращения подобного рода войн и актов насилия. Однако с тех пор многое изменилось. В 1945 году в состав ООН входило 51 государство, сейчас государствами-членами являются 193 страны. Помимо численной составляющей изменилась геополитическая реальность. Появились новые вызовы и угрозы, такие как международный терроризм, кибербезопасность, изменение климата; на карте мира появляются новые центры силы - страны, ранее не игравшие важную роль в международных отношениях, стали главными игроками на мировой арене. И для того, чтобы все заявленные в Уставе ООН цели можно было реализовать, необходимо реформирование системы и механизмов организации.

Многие десятилетия ведутся споры и дискуссии как реформировать ООН и какие ее институты необходимо пересмотреть. Такие дискуссии ведутся и в России, предложения и рекомендации высказываются на самом высоком уровне. Целью моей работы было проанализировать и систематизировать подходы к реформированию ООН, высказываемые главой нашего государства, министром иностранных дел и высокопоставленными дипломатами. Нужно отметить, что основным вопросом в деле реформирования организации для российской стороны является реформа Совета Безопасности ООН. Состав его постоянных членов и число непостоянных были установлены в 1945 году с подписанием Устава организации.

Президент Российской Федерации Владимир Путин выступает за необходимость реформирования ООН, исключительно на основе консенсуса государств-членов. По реформе Совета безопасности он придерживается четкой позиции, которая заключается в сохранении права вето. На этом он сделал акцент в ходе своего выступления 21 октября 2021 года на заседании международного дискуссионного клуба «Валдай», заявив, что «если будет разрушено право вето, то ООН умрёт в тот же день».

Официальную позицию России по вопросу реформы международной организации неоднократно высказывал и министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. В своих выступлениях он также подчеркивает необходимость достижения консенсуса. По его мнению, нынешний состав Совета Безопасности является непредставительным и не отражает тех политических реалий, в которых существует современная система международных отношений. Сергей Лавров выступает за повышение представительства развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки в Совбезе ООН, в своих выступлениях он не раз заявлял о том, что Бразилия, Индия и представители Африканского континента заслуживают членства в одном из главных органов ООН.

Нынешний постоянный представитель Российской Федерации при ООН Василий Небензя не раз подчеркивал, что право вето является необсуждаемым вопросом для российской стороны, поскольку этот инструмент помогает поддерживать баланс интересов.

Председатель Совета Федерации РФ, Валентина Матвиенко, в прошлом посол РФ на Мальте и в Греции, считает, что принципы, прописанные в Уставе ООН, являются актуальными и сегодня, подчеркивая, что международное сообщество должно не отказываться от них, а создавать механизмы их реализации, подходящие под современные реалии.

Проанализировав позиции руководства страны и ее представителей на международной арене можно утверждать, что Россия считает реформу ООН необходимой. Можно вывести формулу российского подхода к реформированию ООН, которая заключается в неизменности принципов ООН и создании механизмов их реализации, адаптированных к сложившейся международной обстановке; в расширении состава Совета Безопасности и необходимости развивающихся стран Азии, Индии и Африки быть представленными в нем; в незыблемости права вето, способствующему поддержанию баланса интересов, международного мира и безопасности; а также в достижении консенсуса стран-членов по этому вопросу.

 

 

 

 

 

 

 


 

Новости